Воскресенье, 19.05.2024, 05:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Школа "Истоки"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Программа по Основам Миропонимания

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДНЯЯ О ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ИСТОКИ»

 

 

УТВЕРЖДЕНО:
педагогическим советом

НОУ СОШ«Истоки»

« « января 2015 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

ПО ОСНОВАМ МИРОПОНИМАНИЯ

для общеобразовательной школы

2-4 классы

 

 

 

 

 

 

Автор: Сипченко А.В.

 

Рецензент:

зав. кафедрой педагогики и психологии с курсом

ПО ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф.Войно –

Ясенецкого» д. филос. н., канд. пед. н.

Авдеева Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Черемшанка Курагинского района

Красноярского края

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Представляемая программа курса «Основы миропонимания» является органической частью образовательной программы НОУ СОШ «Истоки», имеющей художественно-эстетическую направленность, что отражено в структуре и в содержании курса. Кроме того, данная программа является пропедевтической по отношению к аналогичному курсу, изучаемому в 5-9 классах НОУ СОШ «Истоки».

Целью создания данного курса является обеспечение условий для формирования у ребенка целостной картины мира, мировоззрения, основывающегося на общечеловеческих духовных и культурных ценностях, бережного отношения к людям, Природе и предметам, созданным человеком, что отражено в следующих задачах:

  • познакомить ребенка с представлениями различных народов о возникновении Вселенной, Земли, человечества;

  • познакомить ребенка с представлениями о сути человека в Мировых культурах;

  • познакомить ребенка с особенностями внутреннего мира человека, закономерностями его развития;

  • познакомить ребенка с законами материального мира, частью которого является человек;

  • познакомить ребенка с закономерностями влияния его собственных действий на окружающий мир;

  • предоставить возможность ребёнку соприкоснутся с достижениями культуры разных народов в области искусства и ремесла;

  • предоставить возможность ребёнку соприкоснуться с процессом созидания непосредственно, через участие в совместном (с мастером) сотворении изделий;

  • познакомить ребёнка с различными видами ремёсел, что позволит ему определить направленность своих созидательных потребностей;

  • предоставить ребенку возможность соприкоснуться с красотой Природы и выразить свои ощущения в творческих работах;

  • предоставить возможность ребёнку соприкоснуться с духовно-нравственными ценностями человечества, что позволит ему определить направленность своего духовного развития;

  • создать условия для формирования у ребенка умения анализировать собственные поступки, делать выводы, формулировать цели своего развития и находить адекватные, эффективные способы достижения этих целей.

Обозначенные выше задачи реализуются, прежде всего, через содержание курса, которое включает в себя культурные тексты, принадлежащие различным историческим эпохам и культурам, отражающим представления, как древних народов, так и современные представления. Особое внимание уделяется возможности непосредственного соприкосновения ребёнка с данными текстами, что позволяет ему сделать собственные выводы на основе индивидуального восприятия. Кроме того, содержание данного курса включает в себя значительное количество материалов из литературных произведений, направленных на познание и развитие внутреннего мира человека.

Особое внимание в программе курса уделено воспитанию трепетного, бережного отношения к Природе и её созданиям, что также отражено в содержании курса, через использование текстов, музыкальных и художественных произведений, посвященных красоте Природы и любованию ей.

Структура данного курса предполагает занятия в объёме 34 часов в каждом классе, т.е. 1 час в неделю в течении всего учебного года. Методической особенностью данного курса является использование альбомов по рисованию в качестве рабочих тетрадей, т.е. как классные, так и домашние задания выполняются в этих альбомах в виде рисунков и (или) схем. Большинство домашних заданий – творческие, т.е. ребенку предлагается нарисовать то, что он узнал на уроке, либо создать собственный образ чего-то, либо выразить своё чувственное переживание того, с чем он соприкоснулся на уроке. В 4-ом классе появляются домашние задания, формирующие умение составлять и выражать собственное мнение, через ответы на вопросы о смысле какого-либо текста, о причине какого-либо явления или поступка, о мотивах и результатах собственных действий. Особое внимание уделяется развитию способности составить конкретный вопрос, уточняющий суть явления или события. После окончания учебного года эти альбомы могут быть сохранены для изучения данного курса, как в следующем классе, так и для обучения детей впервые приступающих к изучению курса в качестве образцов или заданий.

Кроме того, для более эффективной реализации поставленных задач предполагается применение интеграции с предметами образовательных областей «Искусство», «Филология», «Обществознание» и «Естествознание»: изобразительное искусство, основы народно-декоративного прикладного искусства (ДПИ), литература, история, окружающий мир и природоведение, через интегрированные уроки. На таких уроках используются материалы соответствующих предметов, помогающие реализовать цели и задачи урока, а иногда и непосредственные усилия преподавателей данных дисциплин.

Контроль и оценка качества знаний учащихся осуществляется через ежедневную проверку домашних заданий, в ходе которой выясняется степень освоения знаний каждым ребёнком, поскольку классы имеют малую наполняемость (не более 6 человек). Достаточно эффективной, на наш взгляд, является форма домашнего задания, предполагающая составление ребенком вопросов для зачета или контрольной работы по изученной теме для своих одноклассников с последующей проверкой их работ. Это позволяет педагогу оценить не только объём усвоенного материала, но и глубину его понимания. Для текущего контроля за качеством усвоения знаний, применяется форма письменного фронтального экспресс-опроса, в ходе которого ребёнок либо выбирает верное утверждение, либо записывает термин, либо словосочетание, являющееся ответом на данный вопрос.

Кроме того, данный курс предполагает разработку и представление детьми творческих проектов в рамках тех тем, которые изучаются в течении учебного года в

каждом классе. Темы проектов прилагаются.

 

Содержание

курса «ОСНОВЫ МИРОПОНИМАНИЯ»

2 класс

Введение. Предмет курса «Основы миропонимания». Отличие данного курса от предмета «Окружающий мир». Выявление интересов учащихся в области знаний, изучаемых в рамках данного курса.

1. Рождение Вселенной (4 часа). Представления о возникновении Вселенной у древних народов: шумеров, египтян, индейцев, индийцев греков, славян. Современные представления о рождении Вселенной и закономерностей её существования Земля как часть Вселенной, её рождение и закономерности существования.

2. Рождение человечества (3 часа). Представление о человечестве как о единой семье народов. Представления о появлении человека у различных народов (мифы и легенды). Современные представления о появлении человека: открытия, гипотезы и теории.

3. Представления о сути человека в мировых культурах (4 часа). Отличие человека от представителей животного мира. Представление о человеке как о плоти, как о разумном существе, их роль в мировоззрении современного человека. Представления о человеке как о члене общества, который должен соответствовать нравственным нормам. Человек как уникальное явление в Мироздании. Современная наука о человеке.

4. Роль познаний в жизни человека (2 часа). Как человек познаёт мир. Что и как необходимо познать человеку. Как твоё восприятие и понимание мира и жизни влияет на твоё развитие.

5. Роль воображения в жизни человека (6 часов). Знакомьтесь -- Великий Воо или где живут мечты. Как мы познаём мир с помощью воображения. Из чего слагается умение фантазировать и мечтать. Как воображение помогает человеку творить. Практическое занятие «Мир моей мечты»

6. Понятие «цель» в жизни человека (3 часа). Понятие «цель». Как цель помогает человеку. Качества, которые формируются в процессе достижения цели. Цель твоей жизни.

7. Два царства, в которых может человек (5 часов). Понятие «царство силы», закономерности его существования, качества человека, живущего по законам царства силы. Понятие «Царство Созидания», закономерности его существования, качества человека, живущего по законам Царства Созидания, что помогает человеку стать его жителем. Как стать волшебником или учимся творить.

8. Вечный движитель созидания. (5 часов). Понятие о неудовлетворённости мастера качеством своих творений как о вечном движителе творчества. Понятие «искусство». Роль искусства в жизни и духовном развитии человека.

Заключение. Обобщение знаний, представление творческих проектов.

3 класс

Введение. Особенности взаимодействия человека с окружающим миром и людьми.

1. Жизнь Природы (4 часа). Представления о Земле как о живой частице Вселенной. Особенности взаимоотношений животного и растительного мира друг с другом и планетой. Влияние человека на Природу. Как человек может помочь Природе.

2. Представления о воздействии мысли на окружающий мир (4 часа). Представление о том, что такое мысль человека и как она способна влиять на окружающий мир у различных народов и в современной науке. Почему надо соблюдать чистоту помыслов. Как научиться думать только хорошее.

3. Представления о Высшем и низшем мирах у различных народов (6 часов). Мифы и легенды народов Мира, повествующие о зарождении и закономерностях существования Высшего и низшего миров. Представления о Высшем и низшем мире в мировых религиях.

Научные исследования явлений, связанных с соприкосновением человека с Высшим и низшим мирами.

4. Межличностные взаимодействия (9 часов): Как выстраиваются отношения между людьми. Дружба. Качества настоящего друга, как их развить в себе. Любовь как основа духовно-нравственного отношения к людям и окружающему миру. Различные грани любви. Как развить в себе способность относится с любовью к людям и Природе. Любовь как основа создания и существования семьи. Что помогает понимать друг друга в семье. Послушание.

5. Человек как личность (9 часов): Индивидуальность человека – великое разнообразие Природы. Различия внутренних миров мужчины и женщины. Качества, присущие мужчине, как их развить в себе. Качества, присущие женщине, как развить их в себе. Что помогает человеку изменять свой внутренний мир. Что ты хочешь изменить в себе.

Заключение. Обобщение знаний. Защита творческих проектов.

4 класс

Введение. Что такое развитие. Особенности развития человека.

1. Представление о волшебстве и чудесах у различных народов (3 часа). Волшебные сказки, мифы и легенды. Кто способен сотворить чудо. Роль волшебства и чудес в жизни человека. Настоящий волшебник, кто он? Как вложить частичку сердца в то, что сотворяешь.

2. Что такое материальный закон (4 часа). Закономерности существования и развития мира материи. Механизм влияния на человека этих закономерностей.

3. Что такое духовный закон (17 часов). Общечеловеческие духовно-нравственные ценности. Закономерности развития внутреннего мира человека. Закон Свободы Выбора как основа развития человека. Роль творческой ошибки в жизни человека. Что духовно обогащает человека.

4. Представления о вере (4 часа). Представления о вере у различных народов и в современной науке. Вера и духовное развитие человека. Вера в себя, её роль в жизни человека. Как определить силу своей веры.

5. Предначертание человека (3 часа). Гармония с Природой – основа здоровья человека. Уникальность личности каждого человека. Индивидуальное восприятие красивого как основа выбора места в Природе. Индивидуальная потребность в созидании как основа выбора места в Обществе.

Заключение. Обобщение знаний. Защита творческих проектов.

 

ТЕМЫ ТВОРЕСКИХ ПРОЕКТОВ

2 класс

1. Я – Волшебник.

2. Мир планеты Доброта.

3. Мир Великого Воо.

4. Я – Человек.

5. Храм моей души.

3 класс

1. Земля – Матушка.

2. Путешествие в Высший Мир.

3. Я – Друг.

4. Мой внутренний мир.

5. Наша дружная семья.

4 класс

1. Волшебство своими руками.

2. Законы Гармонии.

3. Поучение потомкам.

4. Если любить волка.

5. Моё место в обществе.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ МИРОПОНИМАНИЯ»


ур.

Название раздела, темы

Форма урока

Домашнее

задание

 

1

2 класс

Введение

 

рассуждение

ответить на вопросы

 

1. Рождение Вселенной (4 часа).

 

 

2

Что такое Вселенная.

диспут

закончить рисунок

3

Представления о возникновении Вселенной у различных народов.

интеграция- история.

закончить рисунок

4

Современные представления о рождении Вселенной и её существовании

интеграция-

окруж. мир.

закончить рисунок

5

Земля как часть Вселенной.

то же

создать образ

 

2. Рождение человечества (3 часа).

 

 

6

Человечество – семья народов.

 

создать образ

7

Представления о появлении человека у различных народов.

интеграция-

история

закончить рисунок

8

Современные представления о появлении человека.

 

закончить рисунок

 

3. Представления о сути человека в мировых культурах (4 часа).

 

 

9

Человек – сын Природы.

 

создать образ

10

Человек – разумное существо.

 

создать образ

11

Человек – часть общества (нравственные нормы общения)

 

создать образ

12

Человек – уникальное явление в Мироздании

рассуждение

проект

 

4. Роль познаний в жизни человека

(2 часа).

 

 

13

Что и как необходимо познать человеку.

рассуждение

создать образ

14

Как мы воспринимаем мир

 

создать образ

 

5. Роль воображения в жизни человека (6 часов).

 

 

15

Великий Воо или где живут мечты.

путешествие

закончить рисунок

16

Воображение помогает познавать мир.

путешествие

создать образ

17

Умеешь ли ты фантазировать?

 

проект

18

Воображение помогает творить.

интегр.- ДПИ

проект

19-

20

Практическое занятие «Мир моей мечты»

мастер-класс

проект

 

6. Понятие «цель» в жизни человека

(3 часа).

 

 

21

Что такое цель для человека.

рассуждение

создать образ

22

Как цель помогает человеку.

 

создать образ

23

Цель твоей жизни.

 

проект

 

7. Два царства, в которых может жить человек (5 часов).

 

 

24

Два царства, их правители и законы.

 

создать образ

25

Кто живёт в царстве силы.

 

ответить на вопросы

26

Кто живет в Царстве Созидания.

театрализация

создать образ

27

Как стать жителем Царства Созидания.

интегр.- ДПИ

проект

28

Как стать волшебником.

интегр.- ИЗО

проект

 

8. Вечный движитель созидания

(5 часов).

 

 

29

Что такое искусство.

экскурсия

закончить рисунок

30

Волшебная сила искусства.

интегр.- ИЗО

закончить рисунок

31

Что заставляет человека творить.

интегр.- ДПИ

закончить рисунок

32-

33

В гостях у настоящего волшебника.

мастер-класс

проект

34

Заключение

 

 

 

3 класс

 

 

1

Введение

 

создать образ

 

1. Жизнь Природы (4 часа).

 

 

2

Как Земля-Матушка заботиться о своих созданиях.

интеграция-

природоведение

закончить рисунок

3

Как растения и животные понимают друг друга.

то же

закончить рисунок

4

Как научиться понимать создания Природы.

путешествие

закончить рисунок

5

Как человек может помочь Природе.

рассуждение

проект

 

2. Представления о воздействии мысли на окружающий мир (4 часа).

 

 

6

Что такое мысль человека.

рассуждение

создать образ

7

Отношение к силе мысли у древних народов.

интеграция-

история

закончить рисунок

8

Современная наука о силе мысли.

 

создать образ

9

Можно ли научиться думать только хорошее.

тренинг

проект

 

3. Представления о Высшем и низшем мирах у различных народов (6 часов).

 

 

10

Высший мир в мифах и легендах народов Мира.

интеграция-

литература

закончить рисунок

11

Низший мир в мифах и легендах народов Мира.

то же

ответить на вопросы

12-

13

Представления о Высшем мире в мировых религиях.

интеграция –

история

закончить рисунок

14

Представления о низшем мире в мировых религиях.

то же

ответить на вопросы

15

Наука о Высших и Низших мирах.

 

проект

 

4. Межличностные взаимодействия

(9 часов):

 

 

 

16

Как рождается дружба (3 часа):

– с чего начинается дружба;

 

театрализация

закончить рисунок

17

– как стать настоящим другом;

рассуждение

проект

18

– как найти друзей.

тренинг

проект

 

19

Как рождается любовь (3 часа):

– где живет любовь;

интеграция-

ИЗО

закончить рисунок

20

– три вершины любви;

театрализация

создать образ

21

– можно ли научиться любить.

 

проект

 

22

Как рождается семья (3 часа):

– с чего начинается семья;

 

 

закончить рисунок

23

– как научиться понимать друг друга;

тренинг

проект

24

– чем ты можешь помочь своей семье.

рассуждение

проект

 

5. Человек как личность (9 часов):

 

 

 

25

Суть мужчины (3 часа):

– качества, присущие мужчине;

 

театрализация

ответить на вопросы

26

– как развить в себе эти качества;

рассуждение

создать образ

27

– что ты хотел бы изменить в себе.

тренинг

ответить на вопросы

 

28

Суть женщины (3 часа):

– качества, присущие женщине;

 

театрализация

составить вопросы

29

– как развить их в себе;

рассуждение

проект

30

– что ты хотела бы изменить в себе.

тренинг

проект

 

 

31

В чем проявляется индивидуальность каждого человека (3 часа):

– почему мы такие разные;

 

 

театрализация

создать образ

32

– как найти своё место в Природе и Обществе;

рассуждение

проект

33

– что помогает нам изменять себя.

 

проект

34

Заключение

 

 

 

4 класс

 

 

1

Введение.

 

создать образ

 

1. Представление о волшебстве и чудесах у различных народов (3 часа).

 

 

2

Тайна чудес и красоты в сказках, мифах и легендах.

интеграция-

литература

закончить рисунок

3-4

Волшебство своими руками.

мастер-класс

проект

 

2. Что такое материальный закон

(4 часа).

 

 

5

Закон единства материального мира.

интегр.- ИЗО

создать образ

6

Что посеешь, то пожнёшь.

 

создать образ

7

Ничто во Вселенной не существует само для себя.

 

закончить рисунок

8

Почему нельзя препятствовать расцвету Гармонии Бытия.

рассуждение

создать образ

 

3. Что такое духовный закон

(17 часов).

 

 

9-

10

Представления о духовных законах у различных народов.

интеграция-

история

закончить рисунок

11

Закон единства духовного мира.

интегр.- ИЗО

создать образ

12

Закон свободы выбора.

 

создать образ

13

Что несет неправда.

рассуждение

создать образ

14

Почему нельзя красть.

то же

создать образ

15

Что духовно обогащает человека.

интегр.- ДПИ

закончить рисунок

16

Что такое малодушие.

 

создать образ

17

Чем осуждение отличается от оценки. Кто может дать истинную оценку.

рассуждение

ответить на вопросы

18

Как происходит духовное очищение.

театрализация

создать образ

19

Поделись улыбкою своей.

интегр.- ИЗО

создать образ

20

Почему слова должны быть чистыми.

рассуждение

составить вопросы

21

Что поможет исправить духовную ошибку.

то же

составить вопросы

22

Для чего даны трудности человеку.

путешествие

создать образ

23

Что такое смирение.

театрализация

создать образ

24

Если любить волка он превратится в бабочку

театрализация

закончить рисунок

25

Можно ли иметь дело с тем, кому не доверяешь.

рассуждение

составить вопросы

 

4. Представления о вере (4 часа).

 

 

26

Что такое вера для человека.

рассуждение

создать образ

27

Почему нужно уважать веру верующего.

то же

ответить на вопросы

28

Во что может верить человек.

интегр.- ИЗО

создать образ

29

Что определяет силу веры человека.

рассуждение

создать образ

30

Современная наука о феномене веры.

 

проект

 

5. Предначертание человека (3 часа),

 

 

31

Что такое гармония с Природой.

рассуждение

создать образ

32

Как избрать трудовую деятельность.

то же

проект

33

Созидательная потребность человека.

интегр. - ИЗО

проект

34

Заключение.

 

 

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации.-М.: «Владос», 1994.

  2. Абрамова Г.В. Возрастная психология.- М., 2000.

  3. Акимов А.Е. Облик физики и технологии в начале ХХ1 века.-Екатеринбург: «Диспансер», 1998.

  4. Аргуэльес Х. Зов Пакаль Вотана: время – четвертое измерение.-М.: «ЧИТРА», 2001.

  5. Асов А. Мифы и легенды древних славян. Златая цепь.-М.: Наука и религия, 1998.

  6. Ассаджиоли Р. Типология психосинтеза: семь основных типов личности. Пер. с енм.-М.: Урания, 1995.

  7. Астрономия и современная картина мира.-М.: Институт философии РАН, 1996

  8. Баблоянц А.Молекулы, динамика, жизнь. –М.: «Мир», 1990.

  9. Баныкин Н.П. О любви.-Томск, 1994.

  10. Безант А. Древняя мудрость.-Новосибирск: ВО «Наука», 1994.

  11. Бхагаватгита. Пер. и комм. Б.Л.Смирнова.-СПб: «А-сад». 1994.

  12. Валеология человека. Здоровье-любовь-красота. Т.1,2.-СПб.: «Петроградский и К», 1998.

  13. Введение в буддизм.-СПб: изд-во «Лань», 1999.

  14. Вишну-Пурана..-СПб: изд-во Общества Ведийской культуры. 1995.

  15. Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 5-й класс/К. Сухорев-Дериваз, В.Ю. Выборнова и др.—М.: ООО «Гендадьф» 2001.

  16. Галич М. История доколумбовых цивилизаций. Пер. с исп. Ершовой Г.Г. и Гурвица М.М.-М.: «Мысль», 1990.

  17. Гендель М. Космогоническая концепция6 основной курс по прошлой эволюции человека, его нынешней конституции и будущему развитию.-СПб.: АО «КОМПЛЕКТ». 1994.

  18. Головин С. Эволюция мифа: как человек стал обезьяной.-М.: «Паломник», 1999.

  19. Гофман О. Путешествие к древним мудрецам: магия майя.-СПб.: «Невский проспект», 2004.

  20. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: введение в психологию активности.-М.: Политиздат, 1989.

  21. Гроф С. за пределами мозга.-М.: изд-во Трансперсонального института, 1993.

  22. Гроф С. Области человеческого бессознательного.-М.: изд-во Трансперсонального института, 1994.

  23. Гуревич П.С. Человек. Учеб. Пособие.-М.: Дрофа, 1995.

  24. Дао Дэ Цзин. Пер. и комм. А.Кувшинова.-Красноярск: « Ника».1998

  25. Девятова С.В. Религия и наука: шаг к примирению? М.: изд-во МГУ. 1993.

  26. Девятова С.В. Современное христианство и наука. Учебное пособие для вузов. М.: «Наука». 1994.

  27. Додихудоев Х.Очерки философии исламизма.-Душанбе: «Долина», 1976.

  28. Древние легенды. Современные легенды.-М.: «Сфера», 1991.

  29. Друнвало Мельхисидек. Древняя тайна Цветка Жизни. Т.1,2. Пер. с англ.-К.: «София», 2003.

  30. Дхаммапада.-Самара: издательский дом «Агни». 1998.

  31. Инайят-хан. Введение в суфизм….-Новосибирск: «Детская литература», 1993.

  32. Иоанн Дамаскин., свт. Точное изложение православной веры.-М.: «Центр по изучению религий», 1992.

  33. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Книгу бытия.//Избранные творения.-М.: «Посад», 1993.

  34. Искусство творить взаимоотношения.-Новосибирск: СВЕТ, 1998.

  35. Капра Ф. Дао физики.-СПБ.: «ОРИС», 1994.

  36. Кимура М. Молекулярная эволюция: теория нейтральности. Пер. с англ.-М.: «Наука», 1985.

  37. Книга Велеса. Пер. и комм. Асова А.-М.: Наука и религия, 1997.

    -->
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz