Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Программа по Основам МиропониманияГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДНЯЯ О ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ИСТОКИ»
УТВЕРЖДЕНО: НОУ СОШ«Истоки» « « января 2015 г.
ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ МИРОПОНИМАНИЯ для общеобразовательной школы 2-4 классы
Автор: Сипченко А.В.
Рецензент: зав. кафедрой педагогики и психологии с курсом ПО ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф.Войно – Ясенецкого» д. филос. н., канд. пед. н. Авдеева Е.А.
с. Черемшанка Курагинского района Красноярского края 2015 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представляемая программа курса «Основы миропонимания» является органической частью образовательной программы НОУ СОШ «Истоки», имеющей художественно-эстетическую направленность, что отражено в структуре и в содержании курса. Кроме того, данная программа является пропедевтической по отношению к аналогичному курсу, изучаемому в 5-9 классах НОУ СОШ «Истоки». Целью создания данного курса является обеспечение условий для формирования у ребенка целостной картины мира, мировоззрения, основывающегося на общечеловеческих духовных и культурных ценностях, бережного отношения к людям, Природе и предметам, созданным человеком, что отражено в следующих задачах:
Обозначенные выше задачи реализуются, прежде всего, через содержание курса, которое включает в себя культурные тексты, принадлежащие различным историческим эпохам и культурам, отражающим представления, как древних народов, так и современные представления. Особое внимание уделяется возможности непосредственного соприкосновения ребёнка с данными текстами, что позволяет ему сделать собственные выводы на основе индивидуального восприятия. Кроме того, содержание данного курса включает в себя значительное количество материалов из литературных произведений, направленных на познание и развитие внутреннего мира человека. Особое внимание в программе курса уделено воспитанию трепетного, бережного отношения к Природе и её созданиям, что также отражено в содержании курса, через использование текстов, музыкальных и художественных произведений, посвященных красоте Природы и любованию ей. Структура данного курса предполагает занятия в объёме 34 часов в каждом классе, т.е. 1 час в неделю в течении всего учебного года. Методической особенностью данного курса является использование альбомов по рисованию в качестве рабочих тетрадей, т.е. как классные, так и домашние задания выполняются в этих альбомах в виде рисунков и (или) схем. Большинство домашних заданий – творческие, т.е. ребенку предлагается нарисовать то, что он узнал на уроке, либо создать собственный образ чего-то, либо выразить своё чувственное переживание того, с чем он соприкоснулся на уроке. В 4-ом классе появляются домашние задания, формирующие умение составлять и выражать собственное мнение, через ответы на вопросы о смысле какого-либо текста, о причине какого-либо явления или поступка, о мотивах и результатах собственных действий. Особое внимание уделяется развитию способности составить конкретный вопрос, уточняющий суть явления или события. После окончания учебного года эти альбомы могут быть сохранены для изучения данного курса, как в следующем классе, так и для обучения детей впервые приступающих к изучению курса в качестве образцов или заданий. Кроме того, для более эффективной реализации поставленных задач предполагается применение интеграции с предметами образовательных областей «Искусство», «Филология», «Обществознание» и «Естествознание»: изобразительное искусство, основы народно-декоративного прикладного искусства (ДПИ), литература, история, окружающий мир и природоведение, через интегрированные уроки. На таких уроках используются материалы соответствующих предметов, помогающие реализовать цели и задачи урока, а иногда и непосредственные усилия преподавателей данных дисциплин. Контроль и оценка качества знаний учащихся осуществляется через ежедневную проверку домашних заданий, в ходе которой выясняется степень освоения знаний каждым ребёнком, поскольку классы имеют малую наполняемость (не более 6 человек). Достаточно эффективной, на наш взгляд, является форма домашнего задания, предполагающая составление ребенком вопросов для зачета или контрольной работы по изученной теме для своих одноклассников с последующей проверкой их работ. Это позволяет педагогу оценить не только объём усвоенного материала, но и глубину его понимания. Для текущего контроля за качеством усвоения знаний, применяется форма письменного фронтального экспресс-опроса, в ходе которого ребёнок либо выбирает верное утверждение, либо записывает термин, либо словосочетание, являющееся ответом на данный вопрос. Кроме того, данный курс предполагает разработку и представление детьми творческих проектов в рамках тех тем, которые изучаются в течении учебного года в каждом классе. Темы проектов прилагаются.
Содержание курса «ОСНОВЫ МИРОПОНИМАНИЯ» 2 класс Введение. Предмет курса «Основы миропонимания». Отличие данного курса от предмета «Окружающий мир». Выявление интересов учащихся в области знаний, изучаемых в рамках данного курса. 1. Рождение Вселенной (4 часа). Представления о возникновении Вселенной у древних народов: шумеров, египтян, индейцев, индийцев греков, славян. Современные представления о рождении Вселенной и закономерностей её существования Земля как часть Вселенной, её рождение и закономерности существования. 2. Рождение человечества (3 часа). Представление о человечестве как о единой семье народов. Представления о появлении человека у различных народов (мифы и легенды). Современные представления о появлении человека: открытия, гипотезы и теории. 3. Представления о сути человека в мировых культурах (4 часа). Отличие человека от представителей животного мира. Представление о человеке как о плоти, как о разумном существе, их роль в мировоззрении современного человека. Представления о человеке как о члене общества, который должен соответствовать нравственным нормам. Человек как уникальное явление в Мироздании. Современная наука о человеке. 4. Роль познаний в жизни человека (2 часа). Как человек познаёт мир. Что и как необходимо познать человеку. Как твоё восприятие и понимание мира и жизни влияет на твоё развитие. 5. Роль воображения в жизни человека (6 часов). Знакомьтесь -- Великий Воо или где живут мечты. Как мы познаём мир с помощью воображения. Из чего слагается умение фантазировать и мечтать. Как воображение помогает человеку творить. Практическое занятие «Мир моей мечты» 6. Понятие «цель» в жизни человека (3 часа). Понятие «цель». Как цель помогает человеку. Качества, которые формируются в процессе достижения цели. Цель твоей жизни. 7. Два царства, в которых может человек (5 часов). Понятие «царство силы», закономерности его существования, качества человека, живущего по законам царства силы. Понятие «Царство Созидания», закономерности его существования, качества человека, живущего по законам Царства Созидания, что помогает человеку стать его жителем. Как стать волшебником или учимся творить. 8. Вечный движитель созидания. (5 часов). Понятие о неудовлетворённости мастера качеством своих творений как о вечном движителе творчества. Понятие «искусство». Роль искусства в жизни и духовном развитии человека. Заключение. Обобщение знаний, представление творческих проектов. 3 класс Введение. Особенности взаимодействия человека с окружающим миром и людьми. 1. Жизнь Природы (4 часа). Представления о Земле как о живой частице Вселенной. Особенности взаимоотношений животного и растительного мира друг с другом и планетой. Влияние человека на Природу. Как человек может помочь Природе. 2. Представления о воздействии мысли на окружающий мир (4 часа). Представление о том, что такое мысль человека и как она способна влиять на окружающий мир у различных народов и в современной науке. Почему надо соблюдать чистоту помыслов. Как научиться думать только хорошее. 3. Представления о Высшем и низшем мирах у различных народов (6 часов). Мифы и легенды народов Мира, повествующие о зарождении и закономерностях существования Высшего и низшего миров. Представления о Высшем и низшем мире в мировых религиях. Научные исследования явлений, связанных с соприкосновением человека с Высшим и низшим мирами. 4. Межличностные взаимодействия (9 часов): Как выстраиваются отношения между людьми. Дружба. Качества настоящего друга, как их развить в себе. Любовь как основа духовно-нравственного отношения к людям и окружающему миру. Различные грани любви. Как развить в себе способность относится с любовью к людям и Природе. Любовь как основа создания и существования семьи. Что помогает понимать друг друга в семье. Послушание. 5. Человек как личность (9 часов): Индивидуальность человека – великое разнообразие Природы. Различия внутренних миров мужчины и женщины. Качества, присущие мужчине, как их развить в себе. Качества, присущие женщине, как развить их в себе. Что помогает человеку изменять свой внутренний мир. Что ты хочешь изменить в себе. Заключение. Обобщение знаний. Защита творческих проектов. 4 класс Введение. Что такое развитие. Особенности развития человека. 1. Представление о волшебстве и чудесах у различных народов (3 часа). Волшебные сказки, мифы и легенды. Кто способен сотворить чудо. Роль волшебства и чудес в жизни человека. Настоящий волшебник, кто он? Как вложить частичку сердца в то, что сотворяешь. 2. Что такое материальный закон (4 часа). Закономерности существования и развития мира материи. Механизм влияния на человека этих закономерностей. 3. Что такое духовный закон (17 часов). Общечеловеческие духовно-нравственные ценности. Закономерности развития внутреннего мира человека. Закон Свободы Выбора как основа развития человека. Роль творческой ошибки в жизни человека. Что духовно обогащает человека. 4. Представления о вере (4 часа). Представления о вере у различных народов и в современной науке. Вера и духовное развитие человека. Вера в себя, её роль в жизни человека. Как определить силу своей веры. 5. Предначертание человека (3 часа). Гармония с Природой – основа здоровья человека. Уникальность личности каждого человека. Индивидуальное восприятие красивого как основа выбора места в Природе. Индивидуальная потребность в созидании как основа выбора места в Обществе. Заключение. Обобщение знаний. Защита творческих проектов.
ТЕМЫ ТВОРЕСКИХ ПРОЕКТОВ 2 класс 1. Я – Волшебник. 2. Мир планеты Доброта. 3. Мир Великого Воо. 4. Я – Человек. 5. Храм моей души. 3 класс 1. Земля – Матушка. 2. Путешествие в Высший Мир. 3. Я – Друг. 4. Мой внутренний мир. 5. Наша дружная семья. 4 класс 1. Волшебство своими руками. 2. Законы Гармонии. 3. Поучение потомкам. 4. Если любить волка. 5. Моё место в обществе.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
|
Поиск
Друзья сайта
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||