Утверждено
директором НОУ СОШ «Истоки»
Яковлевой Н.А.
Негосударственное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа «Истоки»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
На 2014 -2015 учебный год
1 – 4 классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочий учебный план НОУ СОШ «Истоки», реализующий основную образовательную программу начального общего образования, является важнейшим нормативным документом по введению и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам, выступает одновременно в качестве внешнего ограничителя, определяющего общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса. А также в качестве одного из основных механизмов его реализации.
1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА УЧЕБНОГО ПЛАНА
Нормативной базой, лежащей в основе разработки рабочего учебного плана школы, являются следующие документы:
- Конституция Российской Федерации (ст.43);
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (ред. От 18.12.2012)«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- Письмо Минобрнауки России № 03-48 от 16.08.2010 «О рекомендации к использованию примерной основной образовательной программы начального общего образования».
- Устав НОУ СОШ «Истоки»;
- Основная образовательная программа НОО НОУ СОШ «Истоки».
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПЛАНА
В ходе освоения общеобразовательной программы школы при реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:
- Закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка -система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
- Формируются универсальные учебные действия;
- Развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Содержание образования на этой ступени формируется преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностный подход и индивидуализацию обучения по каждому учебному предмету.
1 класс обучается по пятидневной учебной неделе, 2 и 3 классы по шестидневной учебной неделе.
Обучение представлено УМК образовательной системы Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа ХХ1 века». Учебный план НОУ СОШ «Истоки» состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
- Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
- формирование гражданской идентичности обучающихся;
- их приобщение к общекультурным и духовным ценностям;
- готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
НОУ СОШ «Истоки» использует учебное время данной части на различные виды деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические занятия, диспуты, экскурсии и т.д.). Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных предметов, предусмотренных требованиями Стандарта к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе по русскому языку, литературному чтению, иностранному языку, математике, окружающему миру, музыке, изобразительному искусству, технологии, физической культуре, приведены в Рабочих программах отдельных учебных предметов основной образовательной программы начального общего образования НОУ СОШ «Истоки».
Образовательная область «Филология» представлена следующим набором самостоятельных учебных предметов:
- «Русский язык», на который отведено по 5 часов в 1-4 классах.
- «Литературное чтение» в 1-4 классах – по 4 часа.
- «Английский язык» - 2 часа во 2-4 классах.
Образовательная область «Математика» представлена предметом «Математика» - 4 часа.
Предметная область «Искусство» представлена предметами «Музыка» по 1 учебному часу и «Изобразительное искусство» по 1 учебному часу.
На предмет «Технология» в 1-4 классах отведено по 1 часу.
Образовательная область «Обществознание» представлена интегрированным курсом «Окружающий мир» - 2 часа.
«Физическая культура» - по 3 часа.
«Основы мировых религиозных культур» - 1 час в 4 классе.
Раздел «Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса» обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и включает:
- Индивидуальные и групповые занятия 1 час во 2-4 классах для работы с одарёнными детьми и по восполнению пробелов знаний у слабоуспевающих детей;
- Учебный курс «Формирование пространственных представлений» во 2-3 классах;
- Учебный курс «Основы миропонимания» 1 час во 2-4 классах.
Для обучающихся в 1 классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы в середине III четверти и «ступенчатый режим» продолжительности уроков:
1 четверть – 3урока х 35 мин.
2 четверть – 4 урока х 35 минут 4 дня и 1 день 5 уроков за счет урока физической культуры;
2 полугодие – 4 урока х 45 минут 4 дня и 1 день 5 уроков за счет урока физической культуры.
Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня для обучающихся 2 - 4 классов
составляет не более 5 уроков при 6-дневной учебной неделе.
Начальное общее образование
Предметные области |
Учебные предметы
|
Количество часов в неделю |
ИТОГО: |
|||
I класс |
II класс |
III класс |
IV класс |
|
||
Обязательная часть |
|
|
|
|||
ФИЛОЛОГИЯ |
Русский язык |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
Литературное чтение |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
|
Английский язык |
- |
2 |
2 |
2 |
|
|
МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ |
Основы мировых религиозных культур |
- |
- |
- |
1 |
|
ИСКУССТВО |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
ТЕХНОЛОГИЯ |
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Итого: |
|
21 |
23
|
23
|
24 |
|
Часть, формируемая участниками образовательного процесса: |
- |
3 |
3 |
2 |
|
|
«Формирование пространственных представлений»
|
- |
1 |
1 |
- |
|
|
Основы миропонимания
|
- |
1 |
1 |
1 |
|
|
Индивидуально-групповые занятия
|
- |
1 |
1 |
1 |
|
|
Максимально допустимая недельная нагрузка при пятидневной учебной неделе
|
21
|
-
|
-
|
- |
99 |
|
Максимально допустимая недельная нагрузка при шестидневной учебной неделе
|
- |
26 |
26 |
26
|